welcome

Линия помощи «Дети Онлайн»

     spajs1

  telefon

 

 ban upro ovz

Сейчас 439 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Очень важно

Год добрых дел

1.jpg
Нет изображений

Выступление Г.А. Цыгановой "Роль семьи в процессе формирования личности"

Среди различных  социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья – главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности.

В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности.

В жизни каждого человека родители играют большую, ответственную роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощь он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях.

Большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разных поколений, они могут способствовать формированию духовных ценностей семьи, влиять на цели и жизненные установки.

Семья имеет огромное значение для развития личности. Дети, лишенные семейного воспитания, запаздывают в социальном, умственном и эмоциональном развитии.

Рождение ребенка – значительное событие в жизни любой семьи. Роли родителей очень многогранны. Родители несут ответственность за выбор ребенком жизненной позиции, формирования мира мыслей, чувств, стремлений, воспитания  его собственного «Я». Семья  готовит ребенка  к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества.

В каждой семье складывается определенная система воспитания.

Рассматривая роль семьи, необходимо отметить ее психологическую функцию, т.к. именно в семье формируются  все те качества личности, которые представляют ценность для общества.

Типы семейного воспитания

Типы семейного воспитания, как интегративная характеристика ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к ребенку, уровня родительской компетентности – является значительным фактором становления личности, определяет когнитивное развитие ребенка, его позицию по отношению к миру.

В основу классификации типов семейного воспитания положены следующие параметры:

1. Эмоциональное принятие ребенка родителями

2. Заинтересованность в ребенке и забота о нем

3. Требовательность

4. Демократизм

5. Авторитарность в семье

В зависимости от различного сочетания данных параметров выделяют следующие типы семейного воспитания:

  • Отвержение
  • Безразличие
  • Гиперопека
  • Требовательность
  • Устойчивость
  • Любовь

Только сочетание любви и устойчивости обеспечивают возможности оптимального развития гармоничной личности.

 

Типология родителей в системе воспитания личности ребенка

1. Гипопротекция характеризуется недостатком опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребенка, которая может привести к безнадзорности.

2.  Доминирующая гиперпротекция проявляется в чрезмерной опеке, мелочном контроле, системе непрерывных запрещений и невозможности для ребёнка принять когда-либо собственные решение. Чрезмерный контроль выдаёт стремление родителей оберегать детей, следить за их попытками что-либо сделать по своему, ограничивать активность и самостоятельность, предписывать образ действий, ругать за малейшие промахи, прибегать к санкциям. Такая интенсивность воспитательных мероприятий воспринимается ребёнком как психологический прессинг. Повышенный уровень заботы зачастую связан с нереализованной потребностью родителей в привязанности и любви. Родительские мотивы гиперпротекции: беспокойство, обусловленное семейной ситуацией и чертами характера,  страх за ребёнка, страх одиночества, потребность в признании, доминирование в общении, необщительность, невротические проявления.

3. Потворствующая гиперпротекция характеризуется сочетанием недостатка родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям в поведении ребёнка.

Представляет собой воспитание по типу «ребёнок-кумир семьи». Характерными чертами являются чрезмерное покровительство, стремление освободить ребёнка от малейших трудностей, удовлетворить его потребности. Это приводит к усилению эгоцентризма в развитии личности, затрудняет взаимоотношения в детском коллективе и  усвоение нравственных норм, препятствует формированию целеустремлённости.

4. Воспитание в культе болезни специфично для семьи, где ребёнок длительное время страдал или страдает соматическими хроническими заболеваниями, либо физическими дефектами. Болезнь ребёнка выступает смысловым центром жизни семьи, её забот и хлопот. Этот тип воспитания способствует развитию эгоцентризма и завышенного уровня притязаний.

5. Эмоциональное отвержение особенно тяжело сказывается на развитии личности ребёнка. Картина усугубляется особенно тогда,  когда другие дети в семье принимаются родителями (так называемое  положение Золушки). Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители отказываются признаться себе в действительном эмоциональном отвержении ребёнка. Нередко скрытое эмоциональное отвержение сочетается с подчёркнутой заботой и утрированным вниманием родителей к ребёнку, которые носят формальный характер.

6.  Жестокое отношение, обычно, сочетается с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться в открытой форме (суровые расправы за мелкие проступки или непослушания), либо в скрытой форме, как душевное безразличие, чёрствость и зло в отношении к ребёнку. Всё это в большинстве случаев имеет своим следствием формирования агрессивности ребёнка и нарушение личности.

7. Повышенная моральная ответственность как стиль родительского воспитания характеризуется повышением уровня родительских ожиданий в отношении будущего, успехов, способностей и талантов ребенка. Это может быть возлагание на ребенка непосильных и несоответствующих возрасту обязанностей одного из взрослых членов семьи (например, забота о младших детях) или  ожидание от ребенка того, что он реализует  нереализованные желания и стремления родителей.

8.  Противоречивое воспитание – это сочетание различных стилей в одной семье, зачастую не совместимых и неадекватных, что проявляется в конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи. Результатом такого воспитания может быть высокая тревожность, неуверенность, низкая неустойчивая самооценка ребенка. Противоречивость воспитания способствует развитию внутреннего конфликта у самого ребенка.

9.  Воспитание вне семьи – экстремальный тип воспитания. Имеется в виду воспитание  в детском учреждении, в котором сочетаются особенности описанных выше типов воспитания.

Семейное воспитание в педагогике понимается  как управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. А воспитательная работа родителей в семье – это, прежде всего, самовоспитание.

Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться управлять взаимоотношениями с детьми. Изучение воспитательных, педагогических отношений, возникающих между родителями и детьми, имеет особое значение для предупреждения отклонений в нравственном развитии детей.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Мы в Социальных Сетях